В МБОУ "Новоозерская СОШ" осуществляеся обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ, гл.1, ст.2, п.14).
Приказом Министерства просвещения от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно- образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Создание в школе системы дополнительного образования учащихся позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности, оказывать положительное влияние на развитие творческих способностей учащихся.
Актуальность данной программы обусловлена существующими проблемами в
дополнительном образовании в условиях сельской школы.
С каждым годом увеличивается количество обучающихся из семей, имеющих
низкий социально-экономический статус, увеличивается количество детей и подростков с
трудностями в обучении и социальной адаптации, с низким стимулом к развитию. Для
успешного обучения и социализации таких детей необходимы ресурсы (финансовые,
кадровые, организационные), обеспечивающие широкий спектр выбора дополнительного
образования и его доступность.
Сельский образ жизни, замкнутость социального пространства, удаленность школы от
муниципальных организаций дополнительного образования создают особые проблемы
при организации процесса дополнительного образования:
– загруженность учащихся бытовым трудом, которая снижает возможности для
самообразования и развития детей во внеурочное время;
– ограниченность социальных контактов школьников, что затрудняет успешность их
социализации;
– большая степень ответственности сельской школы за организацию отдыха
обучающихся, планирование каникулярного времени школьников ввиду того, что
родители возлагают на детей ответственность за ведение хозяйства в период каникул и в
детские оздоровительные лагеря отправляют лишь единицы.
В соответствии с утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения. Но за последние пять лет из-за кадрового дефицита и дефицита финансирования уменьшилось число объединений дополнительного образования, действующих на базе школы.
В государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы предполагается, что к 2020 году не менее 75 процентов детей 5 - 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования.
В 2018 - 2019 учебном году 164 обучающихся Новоозерской школы занимались по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам .
Исходя из результативности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, иметься следующие достижения:
üспортивные достижения (районный осенний кросс- 3 места,2 личных первенства; Районные соревнования по баскетболу- 3место; районные соревнования по футболу-3 место; КЭС- баскет; всероссийские соревнования по баскетболу- 3 место; юнармейские соревнования «Силовое многоборье»-3 место).
спортивно-правовые достижения (районный конкурс «Законы улиц и дорог»-2 место; районный конкурс «Пожарная ярмарка»- победители и лаурята).
üтворческие достижения (призёры и победители районного конкурса «Академия лидеров» 1 место; районный конкурс «Лидер 21 века» 1 место; танцевальный марафон -2 место; районный конкурс литературных работ «Вдохновение»- 3 место; районный конкурс «Рождественская звезда» -2 победителя; районный конкурс «Живая классика» 3 победителя; краевой конкурс «Живая классика»- 2 и 3 место; КВН «Кубок РДШ»- 1 место).
Дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
2. Принципы
При организации дополнительного образования детей лицей опирается на
следующие приоритетные принципы:
· Принцип природосообразности.
Дополнительные общеобразовательные программы отвечают тем или иным потребностям и интересам детей. Если программа не соответствует запросам или перестает пользоваться спросом, она просто перестает существовать.
· Принцип индивидуальности.
Дополнительное образование реализует право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать порицаниям.
· Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет учащемуся и педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута: программы, содержания, методов и форм деятельности, темпа продвижения, максимально отвечающей особенностям личностного развития каждого и оптимально удовлетворяющих интересы, потребности, возможности творческой самореализации.
· Принцип развития.
Данный принцип подразумевает создание среды образования, которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого обучающегося, совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов дополнительного образования в целостном образовательном процессе лицея. Смысл системы дополнительного образования – развитие личности воспитанника. Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию.
· Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования. Органическая связь общего, дополнительного образования и образовательно-культурного досуга детей способствует обогащению образовательной среды лицея новыми возможностями созидательно-творческой деятельности.
· Принцип социализации и личной значимости предполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу.
· Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей, своевременную корректировку содержания образовательных программ. Это самый мощный стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету.
· Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие чувственно-эмоциональной сферы ученика, нравственно- творческого отношения и является доминантой программ дополнительного образования, всей жизнедеятельности воспитанников, педагогов, образовательной среды.
· Принцип диалога культур.
Ориентация на данный принцип означает не только формирование условий для развития общей культуры личности, но и через диалог культур, организацию системы непрерывного постижения эстетических и этических ценностей поликультурного пространства. Результатом данной ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие возможности воспитанников.
· Принцип деятельностного подхода.
Через систему мероприятий (дел, акций) обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребѐнка.
· Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий не только еѐ вхождение в мир культуры, формирование социально значимой модели существования в современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности к самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного
процесса к творчеству в любом его проявлении.
· Принцип разновозрастного единства.
Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
· Принцип поддержки инициативности и активности.
Реализация дополнительного образования предполагает инициирование, активизацию, поддержку и поощрение любых начинаний обучающихся.
· Принцип открытости системы
Совместная работа лицея, семьи, учреждений культуры направлена на обеспечение каждому ребѐнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
3. Цели и задачи.
Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций
личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и внеурочной деятельности в интересах личности.
Задачи:
1. Сформировать систему дополнительного образования в лицее, способную дать возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяющую создать условия для полной занятости учащихся.
2. Сформировать условия для успешности учащихся.
3. Организовать социально-значимый досуг и свободное время учащихся.
4. Разработать и реализовать дополнительные образовательные (общеразвивающие) программы, удовлетворяющие запросам обучающихся.
5. Привить учащимся навыки проектной, социальной и исследовательской деятельности.
6. Способствовать интеллектуальному, нравственному, творческому, физическому развитию детей и подростков, формированию культуры здорового образа жизни, укреплению здоровья.
7. Предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить занятость подростков находящихся в различных профилактических категориях.
8. Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; создать методическую копилку дополнительного образования в школе.
Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ, гл.1, ст.2, п.14).
Приказом Министерства просвещения от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно- образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Создание в школе системы дополнительного образования учащихся позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности, оказывать положительное влияние на развитие творческих способностей учащихся.
Актуальность данной программы обусловлена существующими проблемами в
дополнительном образовании в условиях сельской школы.
С каждым годом увеличивается количество обучающихся из семей, имеющих
низкий социально-экономический статус, увеличивается количество детей и подростков с
трудностями в обучении и социальной адаптации, с низким стимулом к развитию. Для
успешного обучения и социализации таких детей необходимы ресурсы (финансовые,
кадровые, организационные), обеспечивающие широкий спектр выбора дополнительного
образования и его доступность.
Сельский образ жизни, замкнутость социального пространства, удаленность школы от
муниципальных организаций дополнительного образования создают особые проблемы
при организации процесса дополнительного образования:
– загруженность учащихся бытовым трудом, которая снижает возможности для
самообразования и развития детей во внеурочное время;
– ограниченность социальных контактов школьников, что затрудняет успешность их
социализации;
– большая степень ответственности сельской школы за организацию отдыха
обучающихся, планирование каникулярного времени школьников ввиду того, что
родители возлагают на детей ответственность за ведение хозяйства в период каникул и в
детские оздоровительные лагеря отправляют лишь единицы.
В соответствии с утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения. Но за последние пять лет из-за кадрового дефицита и дефицита финансирования уменьшилось число объединений дополнительного образования, действующих на базе школы.
В государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы предполагается, что к 2020 году не менее 75 процентов детей 5 - 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования.
В 2018 - 2019 учебном году 164 обучающихся Новоозерской школы занимались по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам .
Исходя из результативности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, иметься следующие достижения:
üспортивные достижения (районный осенний кросс- 3 места,2 личных первенства; Районные соревнования по баскетболу- 3место; районные соревнования по футболу-3 место; КЭС- баскет; всероссийские соревнования по баскетболу- 3 место; юнармейские соревнования «Силовое многоборье»-3 место).
спортивно-правовые достижения (районный конкурс «Законы улиц и дорог»-2 место; районный конкурс «Пожарная ярмарка»- победители и лаурята).
üтворческие достижения (призёры и победители районного конкурса «Академия лидеров» 1 место; районный конкурс «Лидер 21 века» 1 место; танцевальный марафон -2 место; районный конкурс литературных работ «Вдохновение»- 3 место; районный конкурс «Рождественская звезда» -2 победителя; районный конкурс «Живая классика» 3 победителя; краевой конкурс «Живая классика»- 2 и 3 место; КВН «Кубок РДШ»- 1 место).
Дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
2. Принципы
При организации дополнительного образования детей лицей опирается на
следующие приоритетные принципы:
· Принцип природосообразности.
Дополнительные общеобразовательные программы отвечают тем или иным потребностям и интересам детей. Если программа не соответствует запросам или перестает пользоваться спросом, она просто перестает существовать.
· Принцип индивидуальности.
Дополнительное образование реализует право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать порицаниям.
· Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет учащемуся и педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута: программы, содержания, методов и форм деятельности, темпа продвижения, максимально отвечающей особенностям личностного развития каждого и оптимально удовлетворяющих интересы, потребности, возможности творческой самореализации.
· Принцип развития.
Данный принцип подразумевает создание среды образования, которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого обучающегося, совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов дополнительного образования в целостном образовательном процессе лицея. Смысл системы дополнительного образования – развитие личности воспитанника. Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию.
· Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования. Органическая связь общего, дополнительного образования и образовательно-культурного досуга детей способствует обогащению образовательной среды лицея новыми возможностями созидательно-творческой деятельности.
· Принцип социализации и личной значимости предполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу.
· Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей, своевременную корректировку содержания образовательных программ. Это самый мощный стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету.
· Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие чувственно-эмоциональной сферы ученика, нравственно- творческого отношения и является доминантой программ дополнительного образования, всей жизнедеятельности воспитанников, педагогов, образовательной среды.
· Принцип диалога культур.
Ориентация на данный принцип означает не только формирование условий для развития общей культуры личности, но и через диалог культур, организацию системы непрерывного постижения эстетических и этических ценностей поликультурного пространства. Результатом данной ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие возможности воспитанников.
· Принцип деятельностного подхода.
Через систему мероприятий (дел, акций) обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребѐнка.
· Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий не только еѐ вхождение в мир культуры, формирование социально значимой модели существования в современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности к самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного
процесса к творчеству в любом его проявлении.
· Принцип разновозрастного единства.
Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
· Принцип поддержки инициативности и активности.
Реализация дополнительного образования предполагает инициирование, активизацию, поддержку и поощрение любых начинаний обучающихся.
· Принцип открытости системы
Совместная работа лицея, семьи, учреждений культуры направлена на обеспечение каждому ребѐнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
3. Цели и задачи.
Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций
личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и внеурочной деятельности в интересах личности.
Задачи:
1. Сформировать систему дополнительного образования в лицее, способную дать возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяющую создать условия для полной занятости учащихся.
2. Сформировать условия для успешности учащихся.
3. Организовать социально-значимый досуг и свободное время учащихся.
4. Разработать и реализовать дополнительные образовательные (общеразвивающие) программы, удовлетворяющие запросам обучающихся.
5. Привить учащимся навыки проектной, социальной и исследовательской деятельности.
6. Способствовать интеллектуальному, нравственному, творческому, физическому развитию детей и подростков, формированию культуры здорового образа жизни, укреплению здоровья.
7. Предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить занятость подростков находящихся в различных профилактических категориях.
8. Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; создать методическую копилку дополнительного образования в школе.
9. Обеспечить адаптацию учащихся школы к жизни в обществе.9. Обеспечить адаптацию учащихся школы к жизни в обществе.